С Государственным музеем искусств имени И. В. Савицкого попрощался Тигран Мкртычев, первый в истории страны директор-иностранец, занявший должность по результатам международного конкурса. В конце декабря истёк его договор. По просьбе «Газеты.uz» специалист подвёл итоги своей работы за четыре года.
От редакции. Летом 2019 года стало известно, что новым директором Государственного музея искусств Каракалпакстана имени И. В. Савицкого станет Тигран Мкртычев, который на тот момент возглавлял московский Музей Рерихов — филиал Государственного музея Востока. Должность руководителя нукусской институции он получил по итогам открытого международного профессионального конкурса, объявленного Фондом развития культуры и искусства Узбекистана. К исполнению обязанностей Тигран Мкртычев приступил в январе 2021 года. На его срок пришлось непростое для музея время ограничений, связанное с пандемией.
Работа музейщика для обывателей невидима. Выставки и другие публичные мероприятия — верхушка айсберга. За кадром остался труд по сохранению традиций музея, заложенных его основателем Игорем Савицким, реставрация произведений из «коллекции мечты» — Мкртычев признавался, что увидел в Нукусе то, что не видел нигде, а также шаги к самоокупаемости и по привлечению посетителей. Так, весной 2024 года директор поддержал программу амбассадоров, которую запустил Общественный фонд развития литературы и искусства имени Тулепбергена Каипбергенова для продвижения музея и каракалпакской культуры среди молодёжной аудитории в социальных сетях и на местах.
«Газета.uz» обратилась к Тиграну Мкртычеву с просьбой подвести итоги четырёхлетней работы на должности директора музея Савицкого. Он ответил со свойственной прямотой, открытостью и профессионализмом. Благодарим Тиграна Константиновича за сотрудничество, службу музею и желаем новых профессиональных вызовов и открытий.
Фото: Тигран Мкртычев / Facebook.
До того, как мне посчастливилось возглавить Нукусский музей, я неоднократно бывал в Нукусе. Первый раз это было ещё во времена моей юности — в 1980 или 1981 годах. В те годы музей располагался в старом здании: на первом этаже находилась экспозиция краеведческого музея, а на втором висели картины, собранные И. В. Савицким. Я до сих пор хорошо помню тот шок, который испытал, когда увидел работы художников, имена которых мне были просто не знакомы. Примерно в те же годы в Ташкенте я случайно пересёкся с И. В. Савицким. Худой человек со странным голосом. Признаюсь, тогда мне не был понятен масштаб его личности.
В последующие годы про Нукус, Савицкого и его коллекцию я никогда не забывал, посколько всё это находилось в русле деятельности Музея Востока. Но более пристальное внимание к Нукусу у меня появилось в 2009 году, когда мы с Екатериной Ермаковой, сотрудником Музея Востока, специалистом по искусству и культуре Центральной Азии, делали выставку произведений художников Центральной Азии первой половины ХХ века. Как известно, в Музее Востока имеется прекрасное собрание работ А. Н. Волкова, А. В. Николаева (Усто Мумина), У. Тансыкбаева, Н. Г. Карахана, Е. Л. Коровай, И. Мазеля и других. Нашу выставку мы хотели дополнить произведениями тех же авторов из Нукусского музея. К сожалению, тогда нам не удалось это сделать.
В процессе работы над выставкой мы сформулировали термин, которым обозначали творчество очень разноплановых художников, живших в Центральной Азии в первой трети ХХ века — туркестанский авангард. После выставки и альбома «Туркестанский авангард», я и Екатерина продолжили научную работу над данным определением. В результате наш термин был включён в теоретическую часть многотомной «Энциклопедии русского авангарда» под редакцией А. Д. Сарабьянова, которая стала хрестоматией по русскому авангарду.
Фото: Тигран Мкртычев / Facebook. Реклама на Газета.uz
Мечта увидеть произведения из Нукуса в Москве осуществилась в 2017 году. В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина состоялась замечательная выставка, для которой Музей Востока предоставил некоторое количество экспонатов.
Это долгое вступление я привожу для того, чтобы сказать, что когда весной 2019 года Фонд развития культуры и искусства Узбекистана объявил открытый конкурс на пост директора Государственного музея искусств им. И. В. Савицкого, я решил поучаствовать в этом соревновании. Моя программа получила самую высокую оценку у компетентного международного жюри, и я стал победителем конкурса. После довольно долгого согласования всех юридических формальностей (в истории Узбекистана не было прецедента, когда иностранный гражданин назначается на такой высокий пост) в начале января 2021 года я приступил к выполнению своих служебных обязанностей в качестве директора музея.
Фото: Общественный фонд имени Тулепбергена Каипбергенова.
Четыре года в Нукусе пролетели быстро. Не мне давать оценку своей работе, но есть некоторые цифры, которые говорят об определённых достижениях. За эти годы в музее значительно выросло количество посетителей: как граждан Узбекистана, так и туристов из других стран. Это при том, что в первый год моего директорства продолжался ковид.
За четыре года моего руководства выросли внебюджетные заработки музея. Эти доходы складываются из оплаты билетов, экскурсий, аренды музейного конференц-зала и других видов хозяйственной деятельности. Следует отметить, что музей наладил производство сувенирной продукции — открытки, блокноты, постеры, календари. Пусть прибыль от продажи этих сувениров пока не очень велика, но, уверен, что это только начало.
С группой туристов из Италии. Фото: Тигран Мкртычев / Facebook.
Пытаясь поднять уровень музейных доходов, уже в первый год своей работы я предложил такую платную услугу для наших посетителей, как встреча с директором музея. В обговорённое время посетители могли в кабинете директора услышать историю музея из уст директора, задать ему разные вопросы. Затем к этой форме добавились мои авторские экскурсии по экспозиции. Несмотря на довольно высокие цены, эти услуги были очень востребованы. Не буду приводить цифры, но не без гордости могу сказать, что мой вклад во внебюджетные доходы музея был очень значительным.
За время моего руководства в музее и за его пределами состоялось более 50 выставок. Самые значимые выставки из музейного собрания были организованы Фондом развития культуры и искусства Узбекистана в Москве, Баку, Париже, Венеции, Флоренции. Помимо большой кураторской работы и различных организационных действий, которые выполнили сотрудники Фонда, мои музейные коллеги очень много сделали для того, чтобы Узбекистан был достойно представлен за рубежом. Реставраторы, хранители, научные сотрудники прекрасно подготовили произведения к международным выставкам (реставрация, описание), профессионально осуществляли сопровождение музейных предметов за пределами страны.
Монтаж выставки в Самарканде. Фото: Тигран Мкртычев / Facebook.
Хочется подчеркнуть, что руководство Каракалпакстана выделило музею специальные средства, на которые мы совместно с Каракалпакским отделением Союза художников Узбекистана провели в Ташкенте выставку каракалпакских художников. Впервые изобразительное искусство Каракалпакстана было показано в таком большом объёме в галерее НБУ, одном из лучших выставочных залов Узбекистана. Ещё одна важная выставка за пределами Нукуса была организована музеем в Самарканде к саммиту глав тюркских государств. Выставку посетили первые леди руководителей стран-участниц и помощник президента Узбекистана Саида Мирзиёева.
Если говорить о выставках, проходивших в залах нукусского музея, мне довольно сложно отдать предпочтение какой-либо. Они были очень разноплановые — мы старались как показать наши запасники, так и представить современных художников. Мне кажется, очень удачной была выставка «Всё начиналось так…», посвящённая очередному дню рождения И. В. Савицкого. Экспозиция была сделана на основе архивных материалов (по фотографиям экспозиции прошлых лет).
С легендой реставрации Узбекистана Мариной Реутовой. Фото: Тигран Мкртычев / Facebook.
Личным достижением я считаю выставку «Фальки: отец и сын». Дело в том, что в богатой истории изучения и представления творчества Роберта Фалька впервые в музейном пространстве были показаны вместе произведения отца и его сына — Валерия Фалька, необыкновенно талантливого художника, который погиб в 1943 году во время Великой Отечественной войны.
С моей точки зрения, событием в культурной жизни Узбекистана стала выставка к 120-летию со дня рождения Урала Тансыкбаева, основанная на ранних работах художника.
Продолжая традицию тесного общения музея и местных художников, которую заложил И. В. Савицкий, мы с удовольствием проводили выставки каракалпакских художников, как наших современников, так и ушедших из жизни. Совместно с музеем современного искусства «Рухсор» (Самарканд) была показана инсталляция художницы Инны Артёмовой (Берлин). Такого рода искусство впервые демонстрировалась в Нукусе, и наши посетители очень положительно отреагировали на эту выставку.
С блогером Ильёй Варламовым. Фото: Тигран Мкртычев / Facebook.
Новым шагом в деятельности музея за эти годы стала публикации каталогов художников из музейного собрания. Музей подготовил и опубликовал каталог произведений известного русского художника Алексея Моргунова (1884−1935), а также каталог музейного собрания старейшего каракалпакского художника Жениса Лепесова.
Музей проводил презентации книг об искусстве, сопровождавшиеся выставками. Так, перед сотрудниками и гостями музея выступали такие авторы как Н. Ахмедова, опубликовавшая монографию о П. П. Бенькове, или Э. Шафранская, подготовившая большое исследование об Усто Мумине.
За время пребывания на посту директора большое внимание мной уделялось вопросам хранения музейных предметов. Стоит сказать, что Нукусский музей располагает зданием фондохранилища, которое по условиям хранения является одним из самых лучших музейных хранилищ в Узбекистане. Эта оценка международных экспертов.
Фото: Тигран Мкртычев / Facebook.
Согласно государственной программе по развитию музеев в 2023—2024 годах была проведена большая работа по сверке наличию (инвентаризации) музейных предметов. Музейные хранители вместе с представителями специальной комисси Агенства культурного наследия буквально пересчитывают все музейные предметы. Работа комиссии подходит к завершению. Осталось проверить только один фонд. Музей сделал всё, чтобы способствовать работе комиссии. Уверен её результаты будут положительными — все музейные сокровища на своих местах.
Несмотря на большую административную и хозяйственную работу, я продолжал заниматься наукой. В моих очень разнообразных научных интересах имеются два основных направления — древнее искусство Центральной Азии и изобразительное искусство ХХ века. Если говорить о научных исследованиях по древнему искусству, то вспоминаются статьи к большим археологическим выставкам, сделанным по материалам из Узбекистана, проходившим в Париже и Берлине. В ряде статей моими соавторами были известные учёные Узбекистана Ш. Пидаев и Дж. Ильясов.
Фото: Тигран Мкртычев / Facebook.
В нескольких статьях я продолжил тему своего исследования по буддийскому искусству Центральной Азии. Одна из моих статей посвящена жизни буддийских монахов на монастыре Карателе в Старом Термезе — замечательном археологическом памятнике, который мне в своё время довелось копать. К сожалению, статья опубликована на японском языке и, соответственно, мало доступна людям, не знающим язык страны Восходящего солнца. Что касается изучения изобразительного искусства ХХ века, то можно вспомнить мои рецензии на прекрасный каталог И. Смекалова и И. Прониной о художнике И. Кудряшове, или на монографию Н. Ахмедовой о творчестве П. П. Бенькова. Во время написания статей о каракалпакских художниках с удовольствием работал с нукусскими искусствоведами У. Утегеновой, А. Мнажевой и другими.
В целом, подводя очень предварительные итоги моей работы на посту директора нукусского музея, могу сказать, что это был очень интересный опыт для меня и, надеюсь, что моя деятельность принесла позитивные результаты для музея. Уверен, что помимо многолетних дружеских и творческих связей, которые существуют у меня с коллегами из Ташкента, Самарканда, Бухары и Термеза, сейчас у меня сложатся такие же отношения с коллегами из Нукуса.